Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
  1. Новые единые и дополнительные требования к участникам закупки
  2. Аукцион в электронной форме
  3. Открытый конкурс
  4. Запрос котировок. Запрос предложений
  5. Особенности изменения, исполнения, расторжения контракта
  6. Контроль в сфере закупок

Главная | Для ПОСТАВЩИКА по 44-ФЗ | Новые единые и дополнительные требования к участникам закупки

Особенности участия в закупках отдельных категорий субъектов

По общему правилу, остающемуся неизменным, принять участие в процедуре определения контрагента в качестве претендента на заключение контракта вправе любое лицо, участие может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом. Это регламентировано и в Законе N 94-ФЗ и в Законе N 44-ФЗ.

Одновременно ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ указывает, что в соответствии со ст.ст. 28-30 этого Закона при осуществлении закупок предоставляются преимущества:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Преимущества, предоставляемые учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, закрепленные в ст.ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ, совпадают с определенными постановлением Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 175: преимущества предоставляются при закупке товаров, работ, услуг, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ перечнями в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. Существенная же разница состоит в том, что если указанное выше постановление Правительства РФ говорило о том, что заказчики вправе предоставлять такие преимущества, то в новом законе непосредственно закреплено указание, что это является обязанностью заказчика.

Преимущества для субъектов малого предпринимательства (далее также - СМП), как и в соответствии со ст. 15 Закона N 94-ФЗ заключаются в проведении процедур в режиме, предусматривающем ограничение участия в них. Однако теперь наряду с субъектами малого предпринимательства в таких процедурах могут участвовать и социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СОНО), под которыми понимаются некоммерческие организации, за исключением тех, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ч. 2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Новым законом устанавливается не только требование о том, что участниками таких закупок могут быть только вышеуказанные субъекты, но и обязанность самих участников декларировать свою принадлежность к соответствующей категории лиц.

Необходимо учесть и другие отличия. Для удобства сравнения представляем таблицу: 
 
 
Статья 15 Закона N 94-ФЗ
Статья 30 Закона N 44-ФЗ
Виды закупок
Товары, работы, услуги, внесенные в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ
Любые
Исключения
Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии
Участники
Субъекты малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации
Способы
Торги, запросы котировок
Открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений
Объем
Не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в перечень
Не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком
Максимальная (начальная) цена контракта
Устанавливается Правительством РФ
20 миллионов рублей
Обязанность участников декларировать соответствие
Не установлена
Установлена
Зачет объема несостоявшихся процедур
Предусмотрено
Предусмотрено
 
Следует учитывать, что в 2014-2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, проводимых в режиме предоставления преимуществ СМП и СОНО, производится заказчиками без использования планов-графиков (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ), то есть, надо полагать, по старым правилам.
 
Кроме того, следует отметить и еще одну интересную инновацию: Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Такое условие включается в контракт, наряду с условием о привлечении к гражданско-правовой ответственности за нарушение указанного требования. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, который должен осуществляться в режиме предоставления преимущества СМП и СОНО (ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).