Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
  1. Новые единые и дополнительные требования к участникам закупки
  2. Аукцион в электронной форме
  3. Открытый конкурс
  4. Запрос котировок. Запрос предложений
  5. Особенности изменения, исполнения, расторжения контракта
  6. Контроль в сфере закупок

Главная | Для ПОСТАВЩИКА по 44-ФЗ | Новые единые и дополнительные требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки

Закон № 44-ФЗ устанавливает единые требования ко всем участникам закупки, а не к участникам торгов, как ныне ст. 11 Закон N 94-ФЗ. Это существенное изменение, поскольку в настоящее время на практике иногда возникают вопросы о правомерности требования, например, наличия лицензии у участников запросов котировок.

В первую очередь п.п. 1, 3, 4, 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ повторяют требования к участникам торгов, определенные ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ:

  • соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  • непроведение ликвидации и банкротства участника закупки;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации...
Одновременно обязательным становится предъявление требований, которые согласно ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ заказчик только вправе предъявить к участникам размещения заказа.

Во-первых, это требование об отсутствии в реестре недобросовестных контрагентов, причем п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в отличие от п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ говорит не только информации об участнике закупки - юридическом лице, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

(Заметим, что учредителями юридического лица являются только первоначальные участники этого лица, лица его создавшие (учредившие). К моменту же подачи заявки на участие в определении контрагента состав участников может быть уже совершенно иным. Полагаем, что имелись в виду именно участники, однако буквально текст приводимой нормы говорит именно об учредителях).

Во-вторых, это требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, разумеется, с оговоркой, что это относится к тем случаям, когда в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
 
Кроме того, добавлены два совершенно новых требования:
  • правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);
  • отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Обратите внимание!

Новый закон в разделах, касающихся проведения конкурсов и аукционов прямо указывает, что участник обязан представлять документы, подтверждающие соответствие только требованиям, установленным п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 31, соответствие остальным требованиям только декларируется в заявке (пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

К сожалению, относительно запроса котировок и запроса предложений аналогичных норм не предусмотрено. Более того, если нормы о запросе котировок отдельно указывают на необходимость предъявления участникам закупки требований о соответствии требованиям ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 4 ст. 83 этого Закона), то положения о запросе котировок говорят только о предъявлении требования об отсутствии соответствующих сведений в реестре недобросовестных контрагентов (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Предъявление же всех требований, перечисленных в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, прямо предусмотрено только при проведении предварительного отбора (п. 3 ч. 5 ст. 80 Закона N 44-ФЗ). Впрочем, о порядке подтверждения участником закупки соответствия этим требованиям (декларация, представление копий документов) ни в том, ни в другом не говорится. Тем не менее, повторимся, мы полагаем, следует исходить из того, что нормы ст. 31 Закона N 44-ФЗ устанавливают требования, которые должны предъявляться ко всем участникам всех закупок, проводимых любым способом. Что касается отсутствия норм о порядке подтверждения участниками соответствия этим требованиям, то, полагаем, следует применять по аналогии нормы о порядке такого подтверждения, установленном для проведения торгов.
 
Дополнительные требования могут быть установлены Правительством РФ к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Это могут быть требования, в том числе, к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
 
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Последствия несоответствия участников закупки указанным требованиям изложены в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: при выявлении такого несоответствия (или предоставления недостоверных данных о соответствии) отстранение участника закупки от участия в определении контрагента или отказ от заключения контракта с победителем определения контрагента осуществляется в любой момент до заключения контракта.

Следует учитывать, что в настоящее время существует некоторая неясность в определении правильной процедуры - отстранение участника или отказ от заключения контракта - при выявлении несоответствия установленным требованиям после окончания соответствующей процедуры. Приведенная выше норма фактически уравнивает эти процедуры, что должно снять вопрос.
 
Кроме того, согласно ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отстранение участника закупки от участия в определении контрагента или отказ от заключения контракта с победителем определения контрагента осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.