Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
  1. Закон № 44-ФЗ в СХЕМАХ от Минэкономразвития России
  2. Переходный период
  3. Переход на контрактную систему
  4. Особенности планирования закупок
  5. Содержание планирования закупок
  6. Контракт
  7. Контроль в сфере закупок

Главная | Для ЗАКАЗЧИКА по 44-ФЗ | Контракт

Определение условий контракта

Общие положения.

Прежде всего ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом.

Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, ГК "Росатом", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
 
Цена.
 
Часть 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ повторяет указание ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
 
Одновременно п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. Также должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта. Данная норма в основном соответствует ч. 4.2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, расширяя перечень случаев, когда процедура закупки проводится на определение цены не всего контракта целом, а цены единицы работы или услуги. Однако следует заметить, что ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в отличие от ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, не указывает на то, что проведение закупки на определение цены единицы работы и услуги является исключением из общего правила, что устанавливаться должна цена контракта, которая является твердой и изменению не подлежит. Кроме того, из норм, регулирующих проведение отдельные процедуры закупки, определение цены единицы работ или услуги предусматривают только нормы об электронном аукционе (ч.ч. 5, 17 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, налицо формальное противоречие ч. 2 ст. 34 и п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
 
В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Это единое указание ликвидирует разночтения относительно определения цены и суммы оплаты по контрактам с физическими лицами, наблюдавшееся в Законе N 94-ФЗ (см. ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 18 ст. 41.12 указанного Закона).

Штрафные санкции.
 
Положения о неустойке за просрочку исполнения сторонами контракта обязательств по нему ч.ч. 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в основном повторяют нормы ч.ч. 9, 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, однако они определяют базу начисления пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ): неуплаченная в срок сумма - для заказчика и цена контракта, уменьшенная на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных - для контрагента.
 
Кроме того, ч.ч. 5, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает уплату сторонами штрафов за неисполнение обязательств, помимо просрочки. Размеры штрафов для обеих сторон должны быть установлены в контракте в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ.
 
Также обращает на себя внимание ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Из этой нормы можно сделать вывод, что предъявление требования об уплате неустоек становится не правом, а обязанностью заказчика, хотя прямо об этом не говорится.
 
Банковское сопровождение.
 
Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов устанавливает Правительство РФ.
 
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 35 Закона N 44-ФЗ).
 
Условие о банковском сопровождении включается в контракт (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), а информация о нем включается в извещение об осуществлении закупки (п. 8 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).