Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
  1. Закон № 44-ФЗ в СХЕМАХ от Минэкономразвития России
  2. Переходный период
  3. Переход на контрактную систему
  4. Особенности планирования закупок
  5. Содержание планирования закупок
  6. Контракт
  7. Контроль в сфере закупок

Главная | Для ЗАКАЗЧИКА по 44-ФЗ | Переход на контрактную систему

Подготовка организации к переходу на контрактную систему

Что должно быть сделано государственными, муниципальными, иными заказчиками к моменту вступления в силу Закона № 44-ФЗ, т.е. к 1 января 2014 г.? 
  1. Необходимо понимание отличительных особенностей Закона № 44-ФЗ от Закона N 94-ФЗ, в том числе по проведению процедур закупок. Несмотря на то что часть положений Закона N 94-ФЗ вошла в состав Закона № 44-ФЗ, по сути, в логически неизмененном виде, текст аналогичных положений отличается либо стилистически, либо семантически.
Кроме того, Закон N 44-ФЗ имеет много новелл, которые должны быть учтены заказчиками при подготовке извещения о закупке (приглашения принять участие в закрытых способах закупки), документации о закупке, проекта договора и др. документов.

К началу 2014 года заказчикам целесообразно уже иметь документацию о закупке, разработанную в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а также проекты договоров. 
  1. Необходимо, чтобы большинство членов комиссий по осуществлению закупок (а не один, как этого требует ч. 20 ст. 65 Закона N 94-ФЗ) прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек (так же, как и в Законе N 94-ФЗ), число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее трех человек.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Таким образом, если заказчик формирует комиссию из пяти человек, то минимум трое должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, чтобы составить преимущественно обученное большинство. Если комиссия состоит из трех человек, то преимущественный обученный состав - минимум два человека.

Обратите ВНИМАНИЕ!
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), отменяющий необходимость разработки федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением предпрофессиональных программ в области искусств, в области физической культуры и спорта (к госзаказу не относятся). Кроме того, свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу Закона N 273-ФЗ (ст. 108).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки (ст. 76).

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ст. 13).

Таким образом, при отсутствии федеральных государственных требований к дополнительной профессиональной программе в сфере закупок, образовательные учреждения имеют право разработать содержание такой дополнительной профессиональной программы с различным количеством учебных часов и проводить повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в том числе применяя дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Следовательно, и до 1 сентября 2013 г. и после, повышение квалификации и профессиональная переподготовка в сфере закупок осуществляется по различным дополнительным профессиональным программам (с разным количеством учебных часов), разработанным различными образовательными учреждениями. 
  1. Необходимо создать контрактную службу или назначить контрактных управляющих, которые начнут свою деятельность уже после вступления в силу Закона N 44-ФЗ.
Заказчик обязан создать контрактную службу в случае, если его годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей.

Контрактная служба может являться специальным структурным подразделением, а может создаваться без выделения в специальное структурное подразделение (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей, у заказчика есть право создать контрактную службу либо назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Обратите ВНИМАНИЕ!
В соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Это означает, что в 2014-2015 гг. работники контрактной службы или контрактные управляющие могут в том числе осуществлять свою деятельность при прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе "Управление государственными и муниципальными заказами".

Вместе с тем они не могут осуществлять свою деятельность, если не повышали квалификацию или не проходили профессиональную переподготовку в сфере размещения заказов или в сфере закупок.

С 2016 года работники контрактной службы или контрактные управляющие не могут осуществлять свою деятельность без высшего образования или дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). 
  1. В случае если в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 94-ФЗ были созданы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, а также в случае отсутствия таких органов, необходимо определиться, каким образом с 1 января 2014 года будет осуществляться централизация закупок в соответствии со ст. 26 Закона № 44-ФЗ.
  2. Бюджетному учреждению необходимо принять решение, будет ли часть закупок осуществляться не в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а в соответствии с Положением о закупке.