Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
Оглавление

Раздел: Комментарии и разъяснения

Грядущие изменения Закона № 44-ФЗ. Обзор законопроектов.

 
В настоящее время в работе в Государственной думе РФ находятся несколько законопроектов, планирующих изменения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Один из них - № 462900-6 - уже прошел все стадии нормотворчества и подписан Президентом РФ 4 июня 2014 г.

Для удобства информация представлена в таблице. В ней - интересующие нас законопроекты; статьи Закона № 44-ФЗ, которые планируются ими меняться и результаты работы над проектами.

Далее мы более детально рассмотрим каждый законопроект.

Дата внесения законопроекта, его
номер и название
Краткая суть предлагаемых изменений
Статьи Закона № 44-ФЗ, которые планируются изменять
Последнее событие по работе с законопроектом
1
Дата внесения: 06.11.2013 г.
 
Проект федерального закона
378291-6
 
«О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
 
(в части установления единых требований к банкам-гарантам и совершенствования порядка обеспечения обязательств)
1. Статья 3
Пункт 5
 
2. Статья 42
Пункт 7
 
3. Статья 43
В новой редакции
 
4. Статья 44
Часть 1
В новой редакции
 
5. Статья 45
Части 1-3
В новой редакции
 
6. Статья 50
Часть 1
Пункт 10
7. Статья 51
Часть 2
Пункт 5
 
8. Статья 87
Часть 1
Пункт 4
9. Статья 96
Часть 3
В новой редакции
Последнее событие от 09.12.2013 г.
 
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; назначить комитет-соисполнитель.
2
Дата внесения: 10.12.2013 г.
 
Проект федерального закона
405022-6
 
«О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
 
(в части установления требований к участникам закупки)
 
1. Статья 31
Часть 1
 
2. Статья 51
Часть 2
Пункт 1
 
3. Статья 66
Часть 5
Пункт 2
 
Последнее событие от 10.02.2014 г.
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу
3
Дата внесения: 24.01.2014 г.
 
Проект федерального закона
436462-6
 
«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
 
(в части ограничения доступа иностранных поставщиков)
 
1. Статья 3
Часть 4
 
Последнее событие от 13.02.2014 г.
 
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
отложить рассмотрение законопроекта
4
Дата внесения: 28.01.2014 г.
 
Проект федерального закона
438981-6
 
«О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
 
(в части защиты информации о закупках комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники)
 
1. Статья 84
Часть 2
 
2. Статья 85
Часть 4
В новой редакции
 
3. Статья 86
Часть 5
 
 
Последнее событие от 13.03.2014 г.
 
3.2 Совет Государственной Думы (первое чтение) назначить комитет-соисполнитель
5
Дата внесения: 19.02.2014 г.
 
Проект федерального закона
454714-6
 
«О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
 
(в части участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в закупках)
1. Статья 27
Пункт 4
 
2. Статья 30
Последнее событие от 13.03.2014 г.
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу; назначить комитет-соисполнитель
ПОДПИСАН ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
 
Проект федерального закона
462900-6
 
«О внесении изменения в статью 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
 
28.02.2014 г. внесен депутатами ГД И.Н. Руденским, И.Н. Игошиным,
В.В. Климовым
21.03.2014 г. принят ГД в первом чтении постановлением N 4038-6 ГД
23.05.2014 г. принят ГД во втором чтении постановлением N 4410-6 ГД
23.05.2014 г. принят ГД постановлением N 4411-6 ГД
28.05.2014 г. одобрен СФ постановлением N 213-СФ
04.06.2014 г. подписан Президентом РФ N 140-ФЗ
6
Дата внесения: 07.03.2014 г.
 
Проект федерального закона
467816-6
 
«О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
 
(в части уточнения отдельных положений об осуществлении закупок)
 
1. Статья 72
Часть 2
2. Статья 93
Часть 1
 
3. Статья 94
Часть 3
Последнее событие от 31.03.2014 г.
 
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу
7
Дата внесения: 14.03.2014 г.
 
Проект федерального закона
472837-6
 
«О внесении изменений в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
 
(в части осуществления закупки у единственного поставщика)
 
1. Статья 93
Часть 1
Пункт 4
 
Последнее событие от 31.03.2014 г.
 
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу
8
Дата внесения: 18.04.2014 г.
 
Проект федерального закона
502221-6
 
«О внесении изменений в статьи 83 и 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
 
(в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
 
1. Статья 83
Часть 2
Пункт 2
2. Статья 93
Часть 1
Пункт 5
Пункт 26
 
Последнее событие от 09.06.2014 г.
 
3.2 Совет Государственной Думы (первое чтение)
назначить комитет-соисполнитель
9
Дата внесения: 28.04.2014 г.
 
Проект федерального закона
509722-6
 
«О внесении изменений в статьи 93 и 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"»
 
(в части осуществления закупки у единственного поставщика)
 
1. Статья 93
Часть 1
Пункт 35
2. Статья 94
Часть 4
 
Последнее событие от 09.06.2014 г.
 
2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение)
назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой
10
Дата внесения: 14.06.2014 г.
 
Проект федерального закона
546213-6
 
О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
1. Статья 26
Часть 3
 
Последнее событие от 16.06.2014 г.
 
1.2 Направление в профильный комитет
 
Рассмотрим подробнее, что предлагает каждый законопроект для совершенствования Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

1.
Проект федерального закона № 378291-6.
Вводится возможность обеспечения обязательства участника закупок (поставщика) несколькими банками, что повышает конкурентоспособность кредитных организаций и вовлеченность в процесс средних и малых банков. В условиях крупного государственного заказа или заказа, предусматривающего многоэтапный механизм реализации, средние и небольшие банки были фактически лишены возможности участия в обеспечении обязательств подрядчика, поскольку выступить гарантами исполнения подобных заказов были в состоянии только крупнейшие кредитные организации, располагающие активами, позволяющими обеспечить их выполнение. При этом под каждый такой заказ было необходимо предоставлять только одну банковскую гарантию одного гаранта (банка).

Вносимыми поправками создается правовой механизм, при котором средние и небольшие кредитные организации, соответствующие требованиям к финансовой устойчивости, смогут обеспечить выполнение даже крупного или многоэтапного госзаказа путем предоставления нескольких банковских гарантий, в суммарной совокупности покрывающих обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
С целью создания единообразных требований к банкам-гарантам законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России выработать единые требования к финансовой устойчивости банков-гарантов, имеющих право обеспечивать выполнение определенных видов государственных заказов. При этом Правительство Российской Федерации совместно с Банком России вправе выбрать любой справедливый способ допуска кредитных организаций к гарантированию государственных заказов, как используя имеющиеся аналогии (например, по ст. 74.1 НК РФ), так путем создания иного нового механизма.
 
Законопроектом создается механизм, предоставляющий участнику закупок - потенциальному поставщику выбирать из нескольких способов обеспечения наиболее подходящий, а также сочетать способы обеспечения в соответствии с его предпочтениями. Ранее действовавший механизм обеспечения заявки предусматривал исключительно такие самостоятельные способы обеспечения, как внесение денежных средств в обеспечение заявки либо банковскую гарантию одного банка. Законопроектом предоставляется возможность выбрать любое сочетание способов обеспечения заявки и контракта: одна или несколько банковских гарантий, а также совмещение банковской гарантии (гарантий) с частичным довнесением денежных средств. При этом общая (совокупная) стоимость обеспечения остается такой же. Данные законодательные поправки позволят увеличить вовлеченность в процесс участия в государственных закупках подрядчиков и улучшить конкурентную среду.
 
Законопроектом предлагается ограничить ответственность каждого гаранта (в случае предоставления обеспечения несколькими банками) в зависимости от размера (доли) участия каждого гаранта в общем объеме гарантируемых обязательств. В случае нарушения поставщиком своих обязательств данное требование позволит взыскивать всю стоимость обязательства, обеспеченную гарантиями, но в зависимости от степени вовлеченности того или иного гаранта в обеспечительный процесс.
 
2.
Проект федерального закона № 405022-6.
Предлагается установить барьер для предпринимателей, незаконно привлекающих к трудовой деятельности мигрантов, при заключении контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Тем самым, обуславливая негативное отношение со стороны общества и государства к незаконной миграции.

Кроме того, при заключении указанных контрактов должно обеспечиваться качество поставляемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
 
Проектом закона предлагается установить в качестве обязательного требования к участнику размещения заказа на государственные и муниципальные нужды отсутствие факта его привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение пяти лет до дня подачи заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
3.
Проект федерального закона № 436462-6.
Предложенные изменения предусматривают исключение из числа потенциальных поставщиков товаров, работ и услуг компаний, зарегистрированных в иностранной юрисдикции.
 
4.
Проект федерального закона № 438981-6.
Законопроектом предлагается внести изменения следующего характера.
В статье 84 Федерального закона N 44-ФЗ часть 2 дополняется пунктом 5, предусматривающим также случаи проведения закрытого способа определения поставщиков, объектами закупок которого являются комплектующие, используемые для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники.
 
Соответствующие изменения вносятся в часть 4 статьи 85 и часть 5 статьи 86 Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности проведения закрытых способов определения поставщиков (закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона).
 
В части 4 статьи 85 Федерального закона N 44-ФЗ первое предложение излагается в следующей редакции:
"Извещение о проведении закрытого конкурса не требуется при проведении закрытого конкурса на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также в случаях проведения закрытого конкурса на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств, на закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, закупку комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники".
В части 5 статьи 86 Федерального закона N 44-ФЗ первое предложение излагается в следующей редакции:
"Извещение о проведении закрытого аукциона не требуется при проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также в случаях проведения закрытых аукционов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств, на закупку услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, закупку комплектующих, используемых для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники".
 
5.
Проект федерального закона № 454714-6.
Проект федерального закона вносится в целях установления гарантированного размещения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у сельскохозяйственных товаропроизводителей и закрепляет норму, обязывающую заказчика размещать заказ у сельскохозяйственных товаропроизводителей (по аналогии с субъектами малого предпринимательства).
 
6.
Проект федерального закона № 467816-6.
Предлагается не распространять ограничение совокупного годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, на заказчиков, чей годовой объем закупок согласно плану-графику не превышает 5 млн. руб.
 
Помимо этого, законопроектом предусмотрены:
  • возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и тому подобное) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • установление обязанности заказчика проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, только в случае, если цена контракта превышает 500 тыс. руб.
7.
Проект федерального закона № 472837-6.
Предлагаемые изменения предусматривают, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком не превышает одного миллиона рублей, могут заключать контракты с единственными поставщиками без установленных N 44-ФЗ ограничений.

8.
Проект федерального закона № 502221-6.
Предлагается расширить перечень случаев, когда заказчик сможет осуществлять закупку товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения подготовки и участия спортивных команд Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) путем проведения запроса предложений и размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
Законопроектом предлагается предоставить заказчикам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возможность проведения запроса предложений на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов.
 
Законопроектом предлагается расширить перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика путем включения в него случаев заключения контракта на оказание услуг, связанных с участием в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, а также с организацией (обеспечением) участия спортивных сборных команд в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях. При этом предлагается расширить перечень оснований для принятия участия в подобных мероприятиях, включив в него, помимо приглашений на посещение, регламенты и положения о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
 
Кроме того, предлагается отнести центры спортивной подготовки сборных команд (центры подготовки сборных команд), центры физкультурно-спортивной направленности к заказчикам, имеющим право осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
 
9.
Проект федерального закона № 509722-6.
В целях повышения уровня безопасности разведывательной деятельности предлагается установить возможность закупки товаров, работ или услуг в целях обеспечения разведывательной деятельности у единственного поставщика, исключив обязательную независимую экспертизу таких товаров, работ или услуг, в силу уникальности изделий и отсутствия вне разведывательных органов лиц, обладающих специальными познаниями в указанной области.
 
10.
Проект федерального закона № 546213-6.
Как следует из содержания действующей редакции части 3 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, данная норма не позволяет возлагать перечисленные в ней полномочия в отношении закупок для государственных органов субъектов Российской Федерации, не относящихся к исполнительным органам государственной власти, в числе которых законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и контрольно-счётные органы субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (которые также как и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ финансируются за счёт средств одного и того же регионального бюджета по бюджетной смете), - на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или казенное учреждение субъекта РФ или на несколько указанных органов, учреждений.

Законопроектом уточняется норма части 3 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ посредством замены слов "для нескольких органов исполнительной власти" словами "для нескольких государственных органов (в том числе органов государственной власти)", обеспечив, тем самым, возможность централизации закупок для всех государственных органов (органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, в т.ч. не относящихся к исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
Служба правовой поддержки
сайта www.44-fz-fks.ru
июнь 2014 г.