Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
Оглавление

Раздел: Комментарии и разъяснения

Закон о контрактной системе

Предмет и цели регулирования закона

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом. Порядок госзакупок, прописанный в Законе N 94-ФЗ, заменен федеральной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система). Контрактная система - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В число участников контрактной системы в сфере закупок входят: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок (ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Нововведения закона

Статья 24 Закона N 44-ФЗ, регулирующая способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обязывает заказчиков при осуществлении госзакупок использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Список способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) расширен. К существующим конкурентным способам проведения госзакупок отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно новому законодательству заказчик обязан размещать на официальном сайте для неограниченного доступа не только информацию о проведении процедур, но и планы закупок (ст. 17), результаты аудита контракта (ч. 4 ст. 98). Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта.
Закон N 44-ФЗ предусматривает применение ЕИС. ЕИС, в частности, должна содержать данные обо всех этапах госзакупок, включая все документы по планированию закупок и реализации планов, информацию о заключении и исполнении контрактов.

Планирование

Существенным нововведением станет долгосрочное планирование государственных и муниципальных закупок. Согласно ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из целей их осуществления. Данные цели определены ст. 13 этого закона. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
Статья 17 Закона N 44-ФЗ регламентирует содержание плана закупок, сроки и порядок формирования, утверждения и ведения, а также внесение изменений при необходимости. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. План содержит, в частности, цель и обоснование осуществления закупки, наименование и описание объекта, объем финансового обеспечения, сроки (периодичность) осуществления закупок, информацию об обязательном общественном обсуждении закупки.
Статья 21 Закона N 44-ФЗ регламентирует положения по планам-графикам. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В план-график, в частности, включается следующая информация в отношении каждой закупки: идентификационный код, наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, обоснованные дополнительные требования к участникам закупки (при необходимости), обоснованный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дата начала закупки, информация о размере обеспечения заявки и исполнения контракта. Часть 5.1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ также обязывает заказчиков и уполномоченные органы публиковать на официальном сайте планы-графики размещения заказов. Требования к таким планам-графикам установлены подзаконными нормативными актами. Норма об обязательном соблюдении заказчиком утвержденного плана-графика при осуществлении закупок в этих актах отсутствует.

Контроль и сопровождение

Статья 102 Закона N 44-ФЗ вводит институт общественного контроля за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Согласно п. 1 данной статьи общественный контроль вправе осуществлять граждане, общественные объединения, объединения юрлиц. Органы власти обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. В частности, общественные контролеры вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку их эффективности, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) участников госзакупок признаков состава преступления.
Закон N 94-ФЗ так же вводит качественный аудит результатов исполнения контрактов (ст. 98). Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита анализируют и оценивают результаты закупок, достижение целей осуществления закупок, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и совершенствование контрактной системы, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах. Законом N 94-ФЗ предусмотрен только контроль в сфере госзакупок (ст. 17). В Законе N 44-ФЗ процедура и особенности контроля в сфере госзакупок прописаны более подробно (гл. 5).
Статья 38 Закона N 44-ФЗ также вводит институт контрактной службы заказчиков - подразделение, отвечающее за реализацию всего цикла закупок. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., должны создавать контрактные службы. Если доход ниже указанной суммы, заказчик может назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки (контрактного управляющего). Регламент действия контрактной службы разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований Закона N 44-ФЗ и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта. Контрактная служба, контрактный управляющий, в частности, осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, готовят изменения, разрабатывают план-график и изменения в него (при необходимости), размещают актуальную информацию в ЕИС, участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы, проводят при необходимости консультационную работу.

Обоснование цены

Пункт 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ вводит антидемпинговые меры, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены и ее обоснование. Обоснование может включать гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность осуществить поставку товара по предлагаемой цене. Данное положение применимо, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо).

Изменение и расторжение контракта

Статьей 95 Закона N 44-ФЗ вводится процедура изменения и расторжения контракта. Так, согласно п. 1 данной статьи изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях:
- если возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке, контрактом;
- если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и если исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
- при изменении регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
- в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Нововведение - односторонний отказ, допускается при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Закон N 44-ФЗ вступает в силу 01.01.2014, за исключением положений, для которых ст. 114 данного закона установлены иные сроки начала действия. Так, отдельные пункты по информационному обеспечению контрактной системы, планированию, обоснованию закупок, указанию идентификационного кода вступают в силу 01.01.2015. На 2016 год намечена активация еще ряда пунктов, касающихся, в частности, контроля за соответствием информационного обеспечения, заполнения ЕИС, общественного обсуждения закупок, централизации закупок. На 2017 год запланированы нововведения, связанные с наименованием объекта закупки.