Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
  1. Закон № 44-ФЗ в СХЕМАХ от Минэкономразвития России
  2. Переходный период
  3. Переход на контрактную систему
  4. Особенности планирования закупок
  5. Содержание планирования закупок
  6. Контракт
  7. Контроль в сфере закупок

Главная | Для ЗАКАЗЧИКА по 44-ФЗ | Содержание планирования закупок

Начальная (максимальная) цена. Методы обоснования

В настоящее время ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ регламентирует обоснование заказчиком начальной (максимальной) цены контракта максимально свободно, только указывая, что для ее установления источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Каких-либо требований использования тех или иных источников либо необходимости осуществления именно собственных расчетов (равно и каких-либо требований к порядку проведения таких расчетов) в тех или иных конкретных ситуациях не предусмотрено. Причем сам термин "начальная (максимальная) цена" подразумевает, что обоснование требуется только при размещении заказа путем проведения торгов или запросов котировок. Определение цены контракта с единственным контрагентом не регулируется, разумеется, за исключением случаев, когда цены товаров, работ, услуг регулируются сами по себе на основании иных законов (на что, например, прямо указывает п. 2 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).
 
Совсем иначе вопрос урегулирован новым законом.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом (далее - цена контракта), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких из следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта, а использование иных методов допускается только в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44 (ч. 6 этой статьи).
 
Метод сопоставимых рыночных цен.
 
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 3 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Таковой может быть (ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):
  • общедоступная информация о рыночных ценах, указанная в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (в том числе информация о ценах, содержащаяся в надлежаще исполненных контрактах; информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров; информация о котировках на биржах и электронных торговых площадках; данные государственной статистической отчетности и т.п. - перечень не исчерпан, поскольку п. 8 указанной части содержит указание на "иные источники информации"),
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у контрагентов, осуществляющих поставки товаров, работ, услуг, идентичных или при их отсутствии однородных планируемым к закупкам,
  • а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Вместе с тем, Правительство РФ вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы (ч. 19 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

Идентичными признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При этом незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч. 13 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч. 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч. 15 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

Сопоставимость цен определяется с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть такими, различия между которыми не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий (ч.ч. 3, 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, данными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч.ч. 17, 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Заметим, что закон более не оперирует понятием "одноименных товаров, работ, услуг", о последствиях чего будет сказано ниже, в разделе о способах определения контрагента.
 
Нормативный метод.
 
Нормативный метод заключается в расчете цены контракта на основе требований, установленных в рамках нормирования закупок, если они предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
 
Тарифный метод.
 
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Проектно-сметный метод.
 
Проектно-сметный метод заключается в определении предполагаемой цены контракта на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
 
Затратный метод.
 
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных вышеперечисленных методов или в дополнение к ним. Данный метод заключается в определении цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч.ч. 10, 11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
 
Иные методы.
 
Новый закон допускает использование иных методов только если ни один из вышеперечисленных методов невозможно применить. В этом случае в обоснование цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).