Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
Оглавление

Раздел: Комментарии и разъяснения

Осуществление закупок согласно контрактной системы

Централизованные закупки

Статьей 26 Закона N 44-ФЗ установлено, что Президент РФ, Правительство РФ могут возлагать на федеральный орган исполнительной власти или казенное учреждение (или даже несколько таких органов и учреждений) полномочия, связанные с осуществлением закупок для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений (п. 2 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Высший исполнительный орган власти субъекта РФ, местной администрации вправе уполномочить орган исполнительной власти субъекта РФ, казенное учреждение субъекта РФ, муниципальный орган осуществлять закупки для нескольких органов исполнительной власти субъекта РФ (муниципалитета), казенных и бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) (п. 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Если же перечисленные выше случаи передачи обязанностей по централизованным закупкам не установлены Президентом РФ, Правительством РФ, высшими органами власти субъекта РФ и местной администрации, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут быть созданы уполномоченные государственный, муниципальный орган, казенное учреждение для определения поставщиков для заказчиков, возложены полномочия на определение поставщиков для заказчиков на один (или несколько) государственный, муниципальный орган, одно (или несколько) казенное учреждение из числа существующих (п. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Но не допускается возлагать на такие уполномоченные органы и учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Участие учреждений и предприятий УИС в закупках

Учреждениям и предприятиям УИС, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в п. 2 ст. 28 Закона N 44-ФЗ. Они заключаются в следующем.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг.
Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие УИС, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Контрактная служба и контрактный управляющий

Если у заказчика совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., он должен создать контрактную службу (создание специального структурного подразделения не является обязательным) (п. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
В случае, если указанный объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у него отсутствует контрактная служба, он назначает контрактного управляющего. Это должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (п. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Это относится и к централизованным закупкам, осуществляемым в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ (случаи, когда уполномоченные органы и учреждения не установлены Президентом РФ, Правительством РФ и высшим органом власти субъекта).
В этом случае контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ и не переданные соответствующему уполномоченному органу или учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий (п. 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

К сведению. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Комиссия по осуществлению закупок

Согласно ст. 39 Закона N 44-ФЗ заказчику до начала проведения закупки необходимо создать комиссию по осуществлению закупок, определить ее состав и порядок работы. Назначается председатель комиссии.
Кроме того, п. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ приводит необходимое количество членов комиссии в зависимости от ее типа:
- конкурсные, аукционные или единые комиссии - не менее пяти человек;
- котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - не менее трех человек.
В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (п. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Специализированная организация

Заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).
При этом заказчик создает комиссию по осуществлению закупок, определяет начальную (максимальную) цену контракта, его предмет и существенные условия, утверждает проект контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписывает контракт.
Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 2 ст. 40 Закона N 44-ФЗ).

Способы осуществления закупок

Статьей 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены следующие способы осуществления закупок:
1) конкурентные способы:
а) конкурсы (победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта):
- открытый конкурс (ст. 48);
- конкурс с ограниченным участием (ст. 56);
- двухэтапный конкурс (ст. 57);
- закрытый конкурс (ст. 85);
- закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 85);
- закрытый двухэтапный конкурс (ст. 85);
б) аукционы (победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта):
- аукцион в электронной форме (или электронный аукцион) (ст. 59);
- закрытый аукцион (ст. 86-91);
в) запрос котировок (ст. 72);
г) запрос предложений (ст. 83);
2) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93).
Как видим, Законом N 44-ФЗ введены новые способы осуществления закупок: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс (в том числе закрытый), запрос предложений.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик должен осуществлять закупки через открытый конкурс, за исключением случаев, когда закон предусматривает проводить закупку другими указанными выше способами.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования.

Закрытые способы осуществления закупок

Прежде всего следует сказать о закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так как законом определено всего четыре случая, когда можно их использовать (п. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ):
1) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
4) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Как видно из приведенного выше перечня, закрытых способов тоже четыре: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
При закрытых способах информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок (п. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
Закрытые способы применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 3 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ также содержит положения о проведении закрытых конкурсов и аукционов (ст. 30, 39), но Закон N 44-ФЗ более подробно регламентирует действия заказчиков по осуществлению закупок указанными способами (ст. 85-92 Закона N 44-ФЗ).

Новые способы осуществления закупок

Конкурс с ограниченным участием. Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (п. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона N 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона N 44-ФЗ.
В частности, сравнив определение открытого конкурса и конкурса с ограниченным участием, отметим, что при проведении последнего устанавливаются еще и дополнительные требования к участникам конкурса кроме единых требований (ст. 31), помимо этого, участники должны пройти предквалификационный отбор.
Установлено, что дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (п. 3 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях:
- если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и порядок отнесения товаров работ, услуг к указанным категориям устанавливаются Правительством РФ;
- при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, документов Архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Проведение двухэтапного конкурса. Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования, победителем признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его обоих этапов (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса (п. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энерго-сервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
В общих чертах суть двухэтапного конкурса заключается в следующем. На первом этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.
По результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса, заказчик вправе уточнить условия закупки: требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки, указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе.
На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в этом конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки.
Проведение запроса предложений. Пунктом 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ установлено девять случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, например при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, заключения контракта на оказание преподавательских услуг (Законом N 94-ФЗ предусмотрено заключение таких договоров у единственного поставщика), а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.
При проведении запроса предложений заказчик через единую информационную систему сообщает неограниченному кругу лиц о своих потребностях в товаре, работе, услугах путем извещения о проведении запроса предложений. Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товаре, работе или услуге.

Закупка у единственного поставщика

Порядок проведения закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) аналогичен порядку, установленному ст. 55 Закона N 94-ФЗ.
В частности, случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, перечислены в п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Сравнивая перечни старого и нового законов, заметим, что согласно пп. 2 п. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ размещение заказа на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх должно осуществляться путем запроса предложений. Ранее такой заказ размещался посредством размещения заказа у единственного поставщика (пп. 31 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Также не вошли случаи заключения договоров, которые теперь необходимо заключать способом проведения предложений. Они указаны выше.
Как и прежде, в случаях производства закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ, применяется закупка у единственного поставщика.
Кроме того, пп. 12 п. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается осуществлять закупку у единственного поставщика в случае заключения учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении им сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
Также посредством закупки у единственного поставщика осуществляется заключение контракта на оказание услуг адвоката в связи с его назначением органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве (пп. 27 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).