Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
Оглавление

Главная

Ответы на вопросы посетителей 44-fz-fks.ru

В данной рубрике Вы найдете наиболее интересные и актуальные вопросы от посетителей нашего сайта. Мы сохранили стилистику, орфографию и пунктуацию авторов вопросов.
Необходимо учитывать, что Закон № 44-ФЗ вступил в силу только с 1 января текущего года, соответственно, его правоприменительная практика пока не сложилась. По этой же причине пока нет и судебной практики. Следовательно, в своих разъяснениях мы приводим рекомендации по толкованию норм Закона № 44-ФЗ, анализируем пока не многочисленные письма Минэкономразвития РФ, разъясняющие положения данного закона, а в случае необходимости – сравниваем нормы действующего Закона № 44-ФЗ и утратившего силу Закона № 94-ФЗ.
Надеемся, что наши комментарии помогут Вам, однако еще раз подчеркнем, что данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба правовой поддержки
сайта www.44-fz-fks.ru


22.08.2014 г. Добрый день! В начале июля был заключен государственный контракт на поставку продуктов питания в пансионат. Но со временем был обнаружен не правильный подсчет количества. Имеет ли право заказчик на изменение товаров в спецификации, не меняя суммы контракта? ответ...

 Частью 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в частности, в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов (п. "б" ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание, должны быть соблюдены установленные законом размеры уменьшения / увеличения плюс такое изменение осуществляется по соглашению сторон и при наличии в контракте условия о возможности его изменения (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

ДЛЯ СПРАВКИ:

Для решения вопроса о порядке внесения изменений в контракт рекомендуем обратить внимание на нормы Гражданского кодекса РФ, на положениях которого, помимо прочего, основывается законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом, соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор (452 ГК РФ).

Следовательно, по нашему мнению, соглашение об изменении контракта может быть заключено любыми способами, обеспечивающими соблюдение простой письменной формы в соответствии с ст. 452, п.п. 2, 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ, то есть как путем составления единого документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также путем совершения одной из сторон действий, совершенных в предложении другой стороны об изменении контракта.

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

29.07.2014 г. Разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Заявка на участие в открытом конкурсе отклонена, в связи с отсутствием на платежном поручении об обеспечении заявки на участие печати и подписи банка. Платежное поручение распечатано с Клиент-банка. Соответственно на нем стоит электронная подпись банка, о том что п/п исполнено. Правомерен ли отказ Заказчика? ответ...

 Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ)).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе - платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения. Т.е. законодатель в данной норме конкретизировал требования о том, что платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе должно иметь отметку банка, либо в случае представления копии платежного поручения оно должно быть заверено банком.

Значение реквизита "Отметка банка" раскрывается в Положении Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение № 383-П). Так, согласно Приложению 1 к Положению № 383-П - в поле 45 "Отметки банка" в платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".

Соответственно, по нашему мнению, действия конкурсной комиссии можно признать правомерными, в случае, если на представленном платежном поручении, принятом к исполнению, отсутствовала отметка банка:

- при исполнении платежного поручения на бумажном носителе - это штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дата исполнения;

- при исполнении платежного поручения в электронном виде - это отметка банка получателя с датой исполнения.

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

14.07.2014 г. Скажите пожалуйста, при проведении запроса котировок есть ли какие-то нормы времени между окончанием приема заявок и вскрытием конвертов с заявками? И можно ли подать заявку до момента вскрытия конвертов, если в законе написано: Прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. ответ...

 Напомним, Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ¹ были внесены изменения в порядок проведения запроса котировок, в частности, уточнен момент окончания срока подачи заявок.

Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.

Статья 77 Закона № 44-ФЗ дополнена пунктом 7, согласно которому, прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.

В настоящее время, согласно п. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ, котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.

Напомним, ранее, до внесенных изменений от 04.06.2014 г.¹, вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам осуществлялись в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

¹ Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

04.07.2014 Добрый день! В законе указано "В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона". Возникает вопрос, если последний день подписания контракта выпадает на выходной день, то переносится ли конечный срок подписания на следующий за выходным рабочий день? ответ...

Согласно ч. 3 ст. 70 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона.

Анализируя указанную статью 70 Закона № 44-ФЗ, при установлении сроков используются указания и на «дни» и на «рабочие дни». Соответственно, можно сделать вывод, что если в конкретной норме отсутствует указание на то, что срок установлен в рабочих днях, то это означает, что срок установлен в календарных днях.

Так как Закон № 44-ФЗ основывается на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ), считаем возможным применить в данном случае положения Гражданского кодекса РФ, связанные с исчислением сроков. Так, согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

ДЛЯ СПРАВКИ.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ в случае, если дата проведения электронного аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день. Это единственный, предусмотренный Законом № 44-ФЗ, случай переноса определенной даты в связи с ее выпадением на нерабочий день.

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

27.01.2014  Должен ли контрактный управляющий (не руководитель контрактной службы) обязательно быть заместителем руководителя Заказчика, или на эту должность можно назначить любого работника Заказчика ответ...

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) - в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).

При этом, указанное лицо должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
До 1 января 2016 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Других обязательных требований к должности контрактного управляющего Законом № 44-ФЗ не предъявлено.

Таким образом, по смыслу закона в настоящее время заказчик должен назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию - функции и полномочия, перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

23.01.2014  Директор учреждения является и контрактным управляющим, в таком случае, директор сам на себя пишет приказ? ответ...

Статья 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) раскрывает понятия сторон трудовых отношений.
Так, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
При этом работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ч. 6 ст. 20 ТК РФ - права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

Следовательно, руководитель организации вправе издавать приказы в отношении всех работников учреждения, и как работодатель издавать приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего) при соблюдении вышеназванных норм трудового законодательства.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Положения Главы 43 ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

22.01.2014  Добрый день, подскажите имеет ли право руководитель организации (заказчик) , прошедший обучение по 44-ФЗ, быть контрактным управляющим? ответ...

Статья 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) говорит, в частности, о контрактном управляющем.

Так, согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта - контрактного управляющего.

По смыслу положений ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что контрактным управляющим является лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки либо нескольких закупок. Именно это лицо должно быть указано в качестве контрактного управляющего в документации, размещаемой при осуществлении закупки определенным способом (п. 12 ч. 1 ст. 50, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 73, п. 6 ч. 5 ст. 80, п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений по кругу должностных лиц, которые могли бы выполнять функции контрактного управляющего. Единственное ограничение – наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Однако необходимо учитывать и особый статус руководителя организации.
Особенности регулирования труда руководителя организации установлены в Главе 43 ТК РФ. Положения данной главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Нормы гл. 43 ТК РФ не запрещают руководителю совмещать должности в руководимой им организации. Однако федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований, уставом учреждения могут быть предусмотрены ограничения по совмещению руководителем должностей. Таким образом, уставом может быть предусмотрено, что руководитель учреждения не имеет права осуществлять какую-либо деятельность помимо руководства текущей деятельностью организации. Положение об этом запрете должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.

Следовательно, при отсутствии в заключенном трудовом договоре ограничений дополнительная работа в порядке совмещения профессий поручается руководителю лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора в соответствии с уставом организации (учредителем, либо собственником имущества учреждения, либо иным уполномоченным лицом), с согласия работника и с указанием конкретного срока, суммы доплаты, круга выполняемых работ.

Обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 276 ТК РФ - руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

Предложенные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

13.01.2014  Согласно 44-фз в организации должна быть контрактная служба или контрактный управляющий. А сколько может быть назначено контрактных управляющих в одной бюджетной организации? И. каков предельный численный состав контрактной службы? ответ...

Статья 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) регулирует вопросы создания и функционирования контрактной службы и контрактного управляющего.

Так, если совокупный годовой объем закупок Заказчика превышает 100 млн. руб., то в соответствии с п. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ он ОБЯЗАН создать контрактную службу. Контрактная служба не обязательно должна являться структурным подразделением заказчика (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Однако она обязательно действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 г. N 631 утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе.
В данном Типовом положении закреплено, что структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее двух человек (п. 7 Типового положения). Т.е. указана минимальная численность контрактной службы, максимальная численность законодательно не ограничена и определяется заказчиком самостоятельно.

Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб., у Заказчика есть ПРАВО ВЫБОРА – или создать контрактную службу либо назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (п. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

При этом, по смыслу положений ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что контрактным управляющим является лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки либо нескольких закупок. Именно это лицо должно быть указано в качестве контрактного управляющего в документации, размещаемой при осуществлении закупки определенным способом (п. 12 ч. 1 ст. 50, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 73, п. 6 ч. 5 ст. 80, п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Нам не удалось найти в Законе N 44-ФЗ запрета на назначение разных лиц контрактными управляющими, ответственными за разные закупки. Единственное ограничение – наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Однако, полагаем, в ситуации, когда за осуществление одной закупки назначены ответственными несколько должностных лиц, действия заказчика могут быть квалифицированы как создание контрактной службы, которая, как отмечалось выше, должна действовать в соответствии с Типовым положением (регламентом) о контрактной службе (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 N 631).

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Об образовании контактного управляющего.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). ДО 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Как поясняет Минэкономразвития России, ПОСЛЕ 1 января 2016 г. все работники контрактной службы, а также контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование В СФЕРЕ ЗАКУПОК. Это касается государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок. Они обязаны до 1 января 2016 г. пройти профподготовку или повышение квалификации по программам дополнительного профобразования в сфере закупок (см. письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070).

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

31.12.2013  На каком ресурсе следует размещать "Положение о контрактной службе" организации? ответ...

В статье 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) содержатся нововведения относительно контрактной службы заказчика - специального структурного подразделения, общую цель создания которых обозначали как обеспечение реализации всего цикла закупок.

Согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 г. N 631 утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе.

Ни статья 38 Закона № 44-ФЗ, ни Типовое положение о контрактной службе (утв. Приказом № 631) не содержат требований о специальном опубликовании или размещении утвержденного заказчиком Положения о контрактной службе для всеобщего ознакомления.

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

25.12.2013  Здравствуйте! Можете написать полномочия и обязанности сотрудника, который должен заниматься исполнением ФЗ №44? Нужно, чтобы отдел кадров сформировал права и обязанности сотрудника, который будет заниматься госзакупками по этому закону. ответ...

Рекомендуем Вам ознакомиться с примерными формами Должностной инструкции контрактного управляющего и Положением о контрактном управляющем, которые размещены на нашем сайте.
В указанных документах прописаны должностные обязанности, права и ответственность контрактного управляющего.
Кроме того, рекомендуем Вам обратить внимание на примерную форму Приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего).

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

09.12.2013  Просьба разъяснить такую ситуацию по ст. 38 фз-44, так как никто не может дать разъяснение. В нашем районе 40 школ и 30 детских садов, а также другие учреждения. У всех должен быть контрактный управляющий (КУ) с дополнительным образованием в сфере госзаказа или закупок. Для обучения всех в бюджете района не хватает средств. Можем ли мы обучить 2 специалистов с отдела образования и они будут работать КУ на все школы и сады по соглашениям? или в обязательном порядке в каждой школе должен быть свой отдельный КУ? ответ...

 В соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий).

Таким образом, заказчик обязан или сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, по своему выбору.
Каких-либо исключений Законом N 44-ФЗ не предусмотрено - формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего является для каждого заказчика обязательным.
Следовательно, в каждом учреждении должен быть свой контрактный управляющий, ответственный за осуществление закупок. Именно это лицо должно быть указано в качестве контрактного управляющего в документации, размещаемой при осуществлении закупки определенным способом (п. 12 ч. 1 ст. 50, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 73, п. 6 ч. 5 ст. 80, п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Так как в Законе № 44-ФЗ не совсем четко прописан данный момент и у заказчиков продолжают появляться вопросы на эту тему, мы надеемся, что Минэкономразвития России издаст соответствующие разъяснения по применению ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Об образовании контактного управляющего.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). ДО 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Как поясняет Минэкономразвития России, ПОСЛЕ 1 января 2016 г. все работники контрактной службы, а также контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование В СФЕРЕ ЗАКУПОК. Это касается государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок. Они обязаны до 1 января 2016 г. пройти профподготовку или повышение квалификации по программам дополнительного профобразования в сфере закупок (см. письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070).

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Служба поддержки сайта www.44-fz-fks.ru

Распространяется ли ФЗ№44 на субсидии? Надежда. ответ...
Уважаемая Надежда!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) - бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
 
При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:
  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
 
Закон № 44-ФЗ вступит в силу с 01 января 2014 года (ст. 114 этого Закона).
 
С уважением,
Администратор сайта 
www.44-fz-fks.ru

Вопрос насчет Статьи 93 пункта 4 Согласно Закону N 44-ФЗ любые заказчики смогут осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если сумма контракта составляет не более 100 тыс. руб. и совокупный объем таких сделок не превышает 5 процентов от предусмотренных в плане-графике средств на все закупки заказчика, но не более 50 млн руб. в год. Заказчикам, осуществляющим закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия для осуществления закупок из единственного источника по данному основанию - они смогут совершать такие закупки независимо от достижения пороговых значений для определения объема средств (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Таким образом Сельские поселения каждый день смогут заключить какой либо контракт на 100 тыс.руб. (Например 100 тыс. руб - ГСМ, 100 тыс. руб-ГСМ, 100 тыс. руб-ГСМ)? Динар. ответ...
Уважаемый Динар!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Так как Закон № 44-ФЗ должен вступить в силу с 1 января 2014 года, поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось, соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона.
 
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
 
Иными словами, согласно Закону любые заказчики смогут осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если сумма контракта составляет не более 100 тыс. руб. и совокупный объем таких сделок не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных в плане-графике на все закупки заказчика, но составляет не более 50 миллионов рублей в год. 

Заказчикам, осуществляющим закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия для осуществления закупок из единственного источника по данному основанию - они смогут совершать такие закупки независимо от достижения пороговых значений для определения объема средств (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
 
Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Должен ли субъектовый порядок ведомственного контроля, подготовленный в соответствии со ст. 100 закона 44-ФЗ, полностью соответствовать порядку осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проект которого подготовлен Минэкономразвития РФ и размещен на официальном сайте проектов? Марина ответ...
Уважаемая Марина!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Органами ведомственного контроля являются: государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы*. 
 
Орган ведомственного контроля утверждает ведомственный акт об осуществлении ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за его подведомственными заказчиками. Указанные ведомственные акты должны содержать формы, методы, способы проведения ведомственного контроля, а также форму отчетности о проведенной процедуре контроля (п.п. 6, 7 Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (по проекту постановления Правительства РФ)).

Вышеназванным Порядком органу ведомственного контроля предоставлено право дополнять ведомственный акт положениями, учитывающими его специфику работы (п. 8 Порядка).
 
ДЛЯ СПРАВКИ:
 
Пояснительной запиской к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разъяснено:

«Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - проект постановления) разработан в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) во исполнение пункта 28 Плана мероприятий по реализации Закона N 44-ФЗ, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N ДМ-П13-3339.

Согласно положениям статьи 100 Закона N 44-ФЗ государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Порядок, предусмотренный проектом постановления, устанавливает правила осуществления государственными органами, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальным органам ведомственного контроля в сфере закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 
Обратите ВНИМАНИЕ:
 
Необходимо учитывать, что перед подписанием, в текст проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" могут быть внесены изменения, дополнения. 

Так как постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в настоящее время является проектом, Закон № 44-ФЗ должен вступить в силу с 1 января 2014 года, поэтому какая-либо правоприменительная практика по применению документов отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось.

Предложенные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).

*Более подробно о контролирующих органах, их полномочиях, а также с другими вопросами контроля в сфере размещения заказов, вскоре Вы сможете ознакомиться на нашем сайте. 
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, если органы следствия назначают компьютерную экспертизу в рамках уголовного дела мы должны будем проводить запрос котировок или заключить контракт с единственным поставщиком? Светлана. ответ...
Уважаемая Светлана!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Так как Закон № 44-ФЗ должен вступить в силу с 1 января 2014 года, поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось, соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона, посвященных особенностям закупки путем запроса котировок и закупки у единственного поставщика.
 
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
 
Осуществлению закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) посвящен § 6 главы 3 Закона № 44-ФЗ.

Законом № 44-ФЗ иначе определены возможности заключения контракта с единственным контрагентом без дополнительных к тому оснований. По смыслу ч. 5 ст. 24 и ч. 1 ст. 93 Законом N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять закупку у единственного контрагента, только в случаях, перечисленных в последней норме (сравните с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, где этот принцип выражен четче). Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, как и большинство пунктов ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, требуют для заключения контракта с единственным контрагентом наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной.
 
В настоящее время п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ устанавливает общее правило, по которому заказчик имеет право разместить контракт (то есть, фактически, заключить контракт) у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Пункт же 5 ст. 93 нового закона, устанавливающий аналогичное право заказчика ограничивает его твердым размером, совпадающим с действующим на данный момент вышеуказанным пределом - 100 тысяч рублей. Однако если п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ ограничивает возможность заказа у единственного контрагента одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала той же суммой, то п. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ ограничивает совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, - не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем 50 миллионов рублей в год. Указанные ограничения не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Обратите внимание на введение в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ двух норм, обобщающих указания о возможности заключения контрактов с единственным контрагентом в случаях, когда конкурентные процедуры определения контрагента признаны несостоявшимися. 
 
Определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок посвящен § 3 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Запрос котировок заказчик вправе провести по общему правилу при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. Обратим внимание, что исключена оговорка о возможности закупки этим способом только "товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок" (ч. 2 ст. 42 Закона N 94-ФЗ). Установлено иное ограничение: совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
 
ДЛЯ СПРАВКИ:
 
Производство судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве регулируется главой 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

При этом в Федеральном законе от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" о существовании негосударственных судебно-экспертных учреждений умалчивается, хотя возможность функционирования этих учреждений подразумевается в процессуальном законодательстве, где законодатель говорит об экспертном учреждении вообще, но не о государственном экспертном учреждении (ст. 79 ГПК РФ; ст. 82 АПК РФ; ст. 195 УПК РФ; ст. 26.4 КоАП РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Таким образом, законодатель не требует, чтобы экспертные учреждения были обязательно государственными.
 
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" содержит широкий круг разъяснений, обеспечивающих правильное и единообразное применение действующего уголовно-процессуального законодательства об экспертизе. В частности, в нем решен вопрос об определении негосударственных судебно-экспертных учреждений: « В тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в статье 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

В определении (постановлении) о назначении экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу» (п.5 постановления).

Разъяснения даны с учетом информации, предоставленной в вопросе, носят рекомендательный характер.

За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
Более подробно о способах определения поставщиков, вскоре Вы сможете ознакомиться на нашем сайте.
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Как осуществлять закупку не товаров, а произведений искусства у коллекционеров и авторов? Елена. ответ...
Уважаемая Елена!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Так как Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) должен вступить в силу с 1 января 2014 года, поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось, соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона.
 
Статья 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В положениях п. 1 вышеназванной статьи определен исчерпывающий перечень случаев, в которых заказчиком закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в частности, в случае закупки произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (ч. 13 п. 1 ст. 94 Закона № 94-ФЗ).
 
Согласно п 7 ст. 32 Закона № 44-ФЗ - положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
  1. литературных произведений;
  2. драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
  3. хореографических произведений и пантомимы;
  4. музыкальных произведений с текстом или без текста;
  5. аудиовизуальных произведений;
  6. произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
  7. произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  8. произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
  9. фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
  10. производных произведений;
  11. составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
ДЛЯ СПРАВКИ:
 
Такой случай размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в настоящее время (до 01.01.2014 г.) установлен в ч. 18 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).

Более подробно о способах осуществления закупок, вскоре Вы сможете ознакомиться на нашем сайте.

С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Заказчик заключил контракт с победителем. Затем выяснилось, что победитель не может поставить продукцию. Заказчик и Поставщик по обоюдному согласию расторгли контракт. Может ли Заказчик заключить контракт со вторым участником? Тамара. ответ...
Уважаемая Тамара!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) - расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
 
В соответствии с частью 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер, при проведении конкурса, либо, если был проведен аукцион, - с лицом, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Если размещение заказа было проведено путем запроса котировок, при расторжении контракта с победителем госконтракт следует заключать с участником, который при запросе котировок предложил ту же цену, что и победитель, а при отсутствии такого участника - с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Заключение госконтракта возможно, только если имеется согласие этого участника размещения заказа.
 
Таким образом, госзаказчик вправе заключать госконтракт с участником, занявшим второе место, после того, как государственный контракт с победителем расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по контракту. 
 
Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
Обращаем Ваше внимание: сайт www.44-fz-fks.ru посвящен Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 114 установлены иные сроки вступления их в силу.
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Какие основные нормативные акты должны быть приняты в органе местного самоуправления до 01.01.2014 по 44-ФЗ? Елена ответ...
Уважаемая Елена!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Так как Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) должен вступить в силу с 1 января 2014 года, поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось, соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона.
 
В ч. 3 ст. 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи издания органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов, регулирующих отношения, связанные с контрактной системе в сфере закупок. Как установлено, данные органы принимают такие акты в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Такие правовые акты должны соответствовать актам законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
 
Следует подчеркнуть, что в вышеназванной ч. 3 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, речь не идет о НОРМАТИВНЫХ правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, определены в п. 9 Постановления Пленума ВС России от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части": издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
 
Так, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация вправе определить дополнительную информацию, включаемую в планы закупок и планы-графики (ч. 3 ст. 17, ч. 5 ст. 21 Закона № 44-ФЗ), устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (ч. 5 ст. 17, ч. 5 ст. 21 Закона № 44-ФЗ), определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для нужд субъекта Российской Федерации, муниципального образования в форме соответствующего правового акта (ч. 2 ст. 35 Закона № 44-ФЗ) и др.
 
Напомним, Закон № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых статьей 114 установлены иные сроки вступления их в силу.
 
Данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Разъясните, пожалуйста, каким ФЗ руководствоваться (44 или 223) автономным учреждениям здравоохранения при закупках за счет средств Фонда Обязательного Медицинского Страхования? Катерина. ответ...
Уважаемая Катерина!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) должен вступить в силу только с 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона.
 
С 1 января 2014 г. автономное учреждение должно руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч.ч. 4 и 6 ст. 15 этого Закона.

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в частности, заключения гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением (далее - контракты). Иные юридические лица заключают контракты в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
 
Так, в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ положения этого Закона, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключению контрактов, распространяются на автономные учреждения при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств из бюджетов бюджетной системы РФ, предоставленных таким учреждениям в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. При этом в отношении таких закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
 
Кроме того, в случае, если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
 
Во всех остальных случаях положения Закона N 44-ФЗ к автономным учреждениям не применяются.
 
Ещё раз подчеркнём, что сказанное является нашим мнением. Мы не можем гарантировать, что правоприменительная практика будет исходить из тех же оснований. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru

Распространяется ли действие п. 5 ч. 1 статьи 93 на муниципальные образовательные учреждения, уставной деятельностью которых не является сохранение культурного наследия? Наталья. ответ...
Уважаемая Наталья!
 
На Ваш вопрос, поступивший с сайта www.44-fz-fks.ru, сообщаем следующее:
 
Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) должен вступить в силу только с 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона.
 
Действительно, при прочтении п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно увидеть, что он может применяться "государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия". Формально, из буквального, по правилам русского языка, чтения этой нормы следует, что словосочетания "государственным или муниципальным образовательным учреждением" и "государственным или муниципальным учреждением культуры" являются однородными членами предложения, которые перечисляются через запятую и к обоим из которых относится оборот "уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия".
 
Однако, по нашему мнению, такое формально буквальное толкование неправомерно. Поясним почему.
 
Прежде всего заметим, что в соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о НКО) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. А согласно абзацу второму п. 1 ст. 24 Закона о НКО основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. Причем в силу абзаца второго п. 4 ст. 9.2 Закона о НКО бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
 
Отсюда видно, что бюджетные и казенные учреждения по общему принципу должны осуществлять в основном деятельность в тех сферах, для выполнения задач в которых они созданы. Это соответствует п. 1 ст. 49 ГК РФ, устанавливающему общий принцип ограниченной правоспособности некоммерческих организаций.

Соответственно, образовательные учреждения должны осуществлять именно образовательную деятельность (смотрите также ч. 1 ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а учреждения культуры - культурную деятельность (смотрите также абзац второй ст. 3, ст. 4, ст.ст. 39, 47 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
 
Безусловно, ни один из законов или иных нормативных актов не устанавливает запрета на совмещение этих видов деятельности, в частности на выполнение образовательными учреждениями каких-либо видов деятельности в области культуры, и учредитель любого образовательного учреждения может внести соответствующие положения в устав этого учреждения. Однако из сказанного выше представляется очевидным, что такое совмещение может быть только исключением, но не правилом.
 
В связи с этим заметим, что п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривает практически то же самое основание для размещения заказа почти тем же самым кругом, но несколько более узким кругом субъектов, чем п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закон N 94-ФЗ предусматривает право размещения заказ у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя без дополнительных к тому оснований в зависимости только от суммы контракта, не превышающей 400 тысяч рублей, для только государственных, но не муниципальных образовательных учреждений. Также он не включает в себя ряд перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ учреждений культуры, в том числе и государственных, и муниципальным учреждений культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Иными словами, на наш взгляд, есть все основания полагать, что при принятии Закона N 44-ФЗ законодатель исходил из необходимости расширения круга субъектов, которым предоставляется право закупки без дополнительных к тому оснований на сумму до 400 тысяч рублей. При этом, по нашему мнению, было бы до крайней степени нелогично одновременно расширять круг образовательных учреждений, которым предоставляется такое право за счет муниципальных образовательных учреждений, и одновременно сужение такого круга до немного числа тех образовательных учреждений, уставами которых им поручено одновременно выполнение некоторых функций в области культуры.
 
На основании вышесказанного исходя из общего контекста норм законодательства, регулирующих деятельность казенных и бюджетных учреждений, полагаем, что в данном случае была допущена ошибка юридической техники при составлении п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ: недостаточно четко проведено разграничение между различными категориями субъектов, которые могут применять этот пункт: государственными и муниципальными образовательными учреждениями и государственными и муниципальными учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Соответственно, этот пункт могут применять любые государственные и муниципальные образовательные учреждения.
 
Ещё раз подчеркнём, что сказанное является нашим мнением. Мы не можем гарантировать, что правоприменительная практика будет исходить из тех же оснований. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
С уважением,
Администратор сайта www.44-fz-fks.ru