Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС
Оглавление

Раздел: Комментарии и разъяснения

Подача заявок через электронную почту.

 
Пока единая информационная система (далее - ЕИС) не введена в эксплуатацию, попробуем разобраться о правомерности подачи заявок через электронную почту.
 
Официальных разъяснений по данному вопросу на сегодняшний день найти не удалось, несмотря на то, что Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу уже более трех месяцев назад.
 
Напомним, в силу ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ при подаче заявки в форме электронного документа она должна быть подписана усиленной электронной подписью и подана с использованием ЕИС. Однако на сегодняшний день ЕИС в эксплуатацию не введена, поэтому подать электронный документ с использованием этой системы объективно невозможно.
 
Переходными положениями Закона N 44-ФЗ для всех случаев закупки установлен только порядок размещения в ЕИС информации, которая должна размещаться в этой системе (ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). В отношении порядка подачи заявок предусмотрены переходные положения только для открытых аукционов в электронной форме (электронных аукционов) - они проводятся по старым правилам (ч. 10 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Положений, в соответствии с которыми до введения ЕИС в эксплуатацию должен осуществляться обмен электронными документами между участниками закупки и заказчиками в остальных случаях, нормативные акты не устанавливают.
 
В этой ситуации возможны два варианта толкования закона:
1) до введения в эксплуатацию ЕИС определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - контрагент), заявки на участие в котором могут подаваться в электронном виде, за исключением электронных аукционов, не проводятся;
2) до введения в эксплуатацию ЕИС определение контрагентов, заявки на участие в котором могут подаваться в электронном виде, проводятся по старым правилам, то есть заявки подаются по электронной почте.
 
Считаем логичным и правильным второй вариант. И вот почему. Часть 5.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что электронный документ, который подписан электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признается электронным документом, подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью, в целях данного Закона в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы». Иными словами, закон прямо допускает направление в течение переходного периода документов, скрепленных электронными подписями, при этом, обратим внимание, "для целей Закона N 44-ФЗ", а не только для целей проведения электронных аукционов.
 
Кроме того, исчерпывающий перечень оснований для отклонения котировочной заявки приведен в ч. 7 ст. 78 Закона N 44-ФЗ. Данная норма Закона N 44-ФЗ, не содержит такого основания для отклонения заявки на участие в определении контрагентов, как "подача заявки без использования ЕИС" или «подача заявки по электронной почте».
 
При направлении заявок по электронной почте возникает вопрос, что они уже доступны к просмотру с момента их поступления, в отличие от заявок, поданных в запечатанных конвертах. Однако, согласно ч. 4 ст. 77 Закона N 44-ФЗ заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
 
Надеемся, что наши комментарии помогут, однако подчеркнем, что данные разъяснения носят рекомендательный характер, за официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728).
 
Служба правовой поддержки
сайта www.44-fz-fks.ru
апрель 2014 г.